Формы клейм

Формы КЛЕЙМ


Рамки на клеймах различных драгоценных металлов имеют разную форму.
Для золота — это лопаточка, для серебра — прямоугольник с выпуклыми противоположными горизонтальными сторонами, для палладия — фигура усечённо-овальной формы.

Формы клейм для ЗОЛОТА


ВсёоЮВЕЛИРКЕ.рфНаиболее распространён сплав золота 585 (583)-й пробы; сплавы этой пробы могут быть различных цветов в зависимости от количественного соотношения содержащихся в них цветных металлов. Например, если в сплаве золота 583-й пробы (58,3 % золота) содержится примерно серебра 36 %, а меди 5,7 %, сплав приобретает зелёный оттенок; при 18,3 % серебра и 23,4 % меди — розовый; при 8,3 % серебра и 33,4 % меди — красноватый. В зависимости от лигатуры может иметь разные температуры плавления и твёрдость, эти сплавы имеют хорошую паяемость. 

Сплавы золота 958-й пробы непрочны и поэтому используются в ограниченном количестве. Сплав 958 пробы трёхкомпонентный, кроме золота в своём составе имеет серебро и медь, используется в основном для изготовления обручальных колец. Сплав имеет приятный ярко-жёлтый цвет, близкий к цвету чистого золота. Очень мягкий, в результате чего полировка на изделии держится недолго. 

Сплав золота 750-й пробы трёхкомпонентный, имеет в своём составе медь и серебро, в некоторых случаях в виде лигатуры могут быть использованы палладий, никель и цинк. Цвет от желтовато-зеленого через красноватые оттенки до белого. Сплав хорошо поддаётся пайке и литью, является подходящей основой для нанесения эмалей, однако при содержании в сплаве более 16 % меди цвет эмали становится тусклым. Рекомендуется использовать при изготовлении изделий с тонкой рельефной выколоткой, филигранью и оправ для хрупких самоцветов, напряжённых бриллиантов. 

Проба аффинированных благородных металлов (999,9-я и 999,8-я) определяется спектральным методом по сумме количественного содержания в лигатуре других благородных металлов, а так же меди, висмута, железа, теллура, свинца и других компонентов. 

Сплав золота 375-й пробы обычно содержит: золота 37,5%, серебра 10,0%, меди 48,7%, палладия 3,8%. Используется для изготовления обручальных колец. 

Для изготовления украшений с бриллиантами широко используется «белое золото», которое содержит

Формы клейм для СЕРЕБРА


ВсёоЮВЕЛИРКЕ.рфНаиболее распространены сплавы серебра 875 и 925 пробы. Их используют для изготовления украшений и предметов сервировки стола. Сплав 916 пробы используют для производства предметов сервировки стола с покрытием эмалью; сплав 960-й пробы — для изготовления филигранных изделий. 

Серебряные и латунные изделия для защиты от быстро наступающего окисления и для улучшения декоративных свойств покрывают электролитическим способом тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).


Формы клейм для ПЛАТИНЫ


ВсёоЮВЕЛИРКЕ.рфВ современных ювелирных изделиях платиновый сплав встречается редко, он уступил свои позиции белому золоту. Для некоторых ювелирных изделий используется двухкомпонентный сплав 950-й пробы, в состав которого кроме платины входят медь и иридий. Добавка иридия значительно увеличивает твёрдость сплава.

Формы клейм для ПАЛЛАДИЯ


ВсёоЮВЕЛИРКЕ.рфСплавы платины и палладия применяются в ювелирном деле в незначительных количествах.

Палладий, на данный момент времени, ещё пока не является общепризнанным (как самостоятельный металл для производства ювелирных изделий), но имеет хорошие перспективы, так как палладий дешевле платины, имеет более интенсивный белый цвет, лучшую обрабатываемость, и такую же, как и у платины — устойчивость к потускнению на воздухе.

 

 Что могут рассказать клейма

 

 

 

 

 

Старые клейма на изделиях из драгоценных металлов, как древние письмена, рассказывают массу интересного. Нет более увлекательного занятия для коллекционеров, чем расшифровывать и читать эти знаки былого.

Своды документов по пробирному делу в России, охватывающие период с 1700 по 2000 год, были опубликованы в книгах: А.Н.Иванов. "Пробирное дело в России (1700-1945)", издание "Русского национального музея" (2002 г.), и Н.Г.Троепольская. "Справочник. Клейма на изделиях из драгоценных металлов. 1917-2000 гг. (СССР - Россия)", издание Collector's Book (2007 г.).
Появление этих двух фундаментальных трудов в значительной степени способствует не только расшифровке клейм, пересмотру некоторых датировок, но и лучшему пониманию их значения и места в системе клеймения изделий из драгоценных металлов в России в течение 300 лет.


Клейма - это информационные знаки для покупателей и владельцев изделий из драгоценных металлов. По способу наложения на поверхность металла все эти знаки в обиходе называют клеймами. Вместе с тем, в соответствии с нормативными документами по пробирному делу, одни знаки называются клеймами, а другие - знаками, поскольку они имеют различный юридический статус и различное информационное содержание, назначение, а так же различных обладателей права на их постановку на изделия. Знаки, информирующие о доле драгоценного металла в сплаве, из которого выполнено изделие, называются пробой, пробирными клеймами. Пробирное клеймо на изделии и клеймо пробирного мастера - это государственная гарантия качества металла. Правом постановки пробирного клейма в России всегда обладали только государственные пробирные органы. Форма клейма менялась с усилением централизации управления государством (переход от городских (губернских) гербовых клейм к единообразным, отличающимся только шифром пробирной инспекции), а так же со сменой государственного строя в России. Постановка фальшивых пробирных клейм (не пробирными органами) во все времена преследовалась в уголовном порядке. Все остальные клейма были знаками, в том числе знаками удостоверения, которые налагались на изделия органами пробирного надзора.

Исключением из этого правила является ЗНАК - ИМЕННИК, обозначающий зарегистрированного в пробирном органе изготовителя или зарегистрированную фирму, торгующую ювелирными изделиями и (или) утварью из драгоценных металлов. Именники ставили сами изготовители (торговые фирмы). Изделия без именника даже при наличии пробирного клейма надлежало считать фальшивыми, так как органы пробирного надзора не имели права ставить клеймо пробы, если на изделии не было именника, кроме тех случаев, когда они были предназначены для публичной (аукционной) продажи. Капитальный справочник-указатель по именникам и пробирным клеймам, применявшимся на всей территории бывшего СССР, "Золотое и серебряное дело XV-XX вв." М.М.Постниковой-Лосевой, Н.Г.Платоновой и Б.Л.Ульяновой, выдержавший несколько изданий, известен каждому коллекционеру изделий из драгоценных металлов. Однако в нём не отражены вопросы клеймения при обращении изделий из драгоценных металлов, которые были в залоге в ломбардах или прошли реставрацию. Этот пробел восполняют уже упомянутые публикации нормативных документов А.Н.Иванова и Н.Г.Троепольской, которые позволяют понять правовые аспекты обращения и в некоторых случаях уточнить атрибуцию изделий с такими клеймами. Периоды применения этих видов клейм занимают около пятидесяти лет, но в разные эпохи существования государства.

Использование изделий из драгоценных металлов в качестве заклада, залога имеет в России сравнительно короткую историю, неразрывно связанную с историей кредитных учреждений. В отличие от Западной Европы, где ломбарды, в современном понимании, появились в 1462 году в Италии, в Ломбардии, и занимались выдачей ссуд под залог, в России этот институт кредитных отношений стал развиваться на три столетия позже и окончательно сформировался лишь к концу XIX века.

В России первые меры по обеспечению населения кредитом были предприняты в царствование Анны Иоанновны, когда указом в 1729 году было повелено монетной конторе выдавать ссуды под заклад золотых и серебряных вещей под проценты. Это было сделано, чтобы противостоять ростовщикам, которые устанавливали огромные проценты (монетной конторе было приказано предоставлять ссуды). В качестве заклада монетная контора принимала золотые, серебряные изделия в размере 1/4 их стоимости и было установлено 8% годовых. При Елизавете Петровне, в 1754 году, был учреждён Заёмный банк, в обязанности которому вменяли в том числе выдачу ссуд под драгоценные заклады. Во время правления Екатерины Великой, в 1772 году, были открыты Санкт-Петербургская и Московская ссудные казны. Начиная с 1838 года, в Санкт-Петербурге функционировала организация, предоставлявшая под залог движимых вещей ссуды на год в размере половины проведенной оценки (1% ежемесячно).

В 1868 году было учреждено новое товарищество, где можно было заложить движимые вещи. В 1869 году в Москве сформировалось товарищество, предоставлявшее ссуду под заклад движимых вещей на срок не более 4 месяцев. В 1870 году был принят устав акционерного общества, чтобы организовать частный ссудный банк в Москве, который предоставлял бы ссуды на 6 месяцев.

Первый городской ломбард был образован в Вологде в 1886 году с целью "доставлять вещный кредит недостаточному населению на необременительных, по сравнению с частными залогами, условиях". Инициатор его создания - городской глава, купец X. С. Леденцов, выступивший 14 марта 1885 года на заседании Городской думы с предложением организовать ломбард и пожертвовавший в его капитал всё своё годовое жалованье (6126 рублей). Кроме того, он выделил думе беспроцентную ссуду в 5 тысяч рублей. 12 декабря 1886 года был утвержден устав ломбарда, а 15 октября 1888 года состоялось его открытие. Было Высочайше утверждено положение Комитета Министров об издании устава Вологодского Городского Ломбарда. В дальнейшем этот документ служил образцом при оформлении уставов других ломбардов. С 1887 по 1894 год в разных городах России появилось 30 городских ломбардов. К 1909 году действовало уже порядка 90 ломбардов, которые располагались преимущественно в столицах и больших городах. Наибольшее развитие ломбардной деятельности в России пришлось на канун и годы Первой мировой войны.

Развитие в России в конце XIX - начале XX века кредитования под залог изделий из драгоценных металлов и неразрывно связанные с этим публичные торги ими, в случае невозвращения кредитов, нашли своё отражение в изменившихся правилах пробирного клеймения. Продажа на торгах могла быть как принудительной (судебной), так и добровольной. Продаваемые вещи могли быть как движимыми, так и недвижимыми, причём термин "аукцион" применялся преимущественно к первым. Аукцион был принудительным в том случае, когда его проводили ломбарды и частные закладчики, если должник в определенный срок не выкупил заложенное имущество. Действительная (абсолютная) цена проданной с аукциона вещи не могла служить законным основанием к вчинению иска об убытках, понесённых от продажи, так как продавец не принимал на себя ручательства относительно особых свойств продаваемых вещей и их истинного достоинства. Точно так же и покупатель не обязывался выдать продавцу особое вознаграждение в том случае, если достоинство и действительная стоимость данной вещи значительно превышали аукционную продажную цену. Все права, связанные с залогом, тяготеющие на проданной с аукциона вещи, прекращались аукционной продажей, если продолжение их существования прямо не было установлено.

Поскольку изделия из драгоценных металлов обладают скрытыми свойствами (внутренним достоинством сплава, из которого они изготовлены), определяющими их материальную ценность, пробирный орган должен был перед продажей ставить на них специальное клеймо - знак удостоверения. Он указывал на то, откуда изделия поступили на аукцион, - из ломбардов, банков или кассовых учреждений, кроме того, они должны были иметь установленные законодательством российские клейма - пробы. Фактически, эти клейма гарантировали покупателям не только соответствие изделий заявленным пробам, поскольку они проходили повторный контроль, но и их легальное приобретение и владение, лишение всех прав требования предыдущих владельцев. При этом к продаже допускались изделия и не выходящие в пробу, но при особых условиях, отражённых в особом клейме, как будет показано ниже.

Россия в этом деле опиралась на опыт аукционной торговли Франции. Здесь специальным декретом президента от 29 июня 1893 года клеймо [ЕТ] в прямоугольном щитке, введённое ещё декретом от 21 октября 1864 года для клеймения заграничных изделий из золота и серебра, происходивших из стран, с которыми у Франции не было соответствующего торгового соглашения, стало использоваться (и используется до сих пор) для маркировки:

1) предметов с низкой пробой, продаваемых с торгов (на аукционах) после смерти их владельца, когда протоколом продажи констатируется, что изделие было во владении наследников;
2) изделий старинного характера, являющихся предметами искусства или редкими
для признания низкой пробы
.

В Париже изделие с низкой пробой, ввезённое из-за границы и имеющее характер произведения искусства, не получает в доказательство клеймо [ЕТ], пока не будет на то специального разрешения.

В России, требование клеймения перед публичными торгами,
впервые появилось в Пробирном уставе 1879 года.

При продаже, по распоряжению правительства, с аукциона золота и серебра в слитках и разных вещах, соблюдается, чтобы они были с установленными клеймами; в противном же случае слитки сии или вещи отсылаются в пробирные учреждения для испытания и наложения клейма, и ежели они окажутся узаконенных проб, то из суммы, вырученной за продажу их, взыскиваются установленные за клеймение пошлины. Если же таковые вещи и слитки будут по испытании ниже установленных проб, то отсылаются на Санкт-Петербургский Монетный Двор, для сплавки и обмена на монету.

Пробирный Устав. Пункт 110

Данная норма дословно была продублирована, так же и в Новом Пробирном Уставе 1882 года. В нём же была повторена норма, разрешающая пробирным учреждениям принимать к испытанию, вновь изготовленные золотые и серебряные изделия только от мастеров и фабрикантов.

Пробирный Устав от 11 марта 1896 года уже отражал реалии капиталистической экономики и не подвергался изменениям в своей основе в течение 30 лет. Он расширял круг клиентов пробирных учреждений, в отличие от уставов 1879 и 1882 годов, допускал в продажу с аукционов драгоценные изделия, принадлежавшие не только правительственным, но и общественным, и частным учреждениям, а так же расширял основания для проведения публичных торгов.

Статья 32. Изделия, обращаемые в продажу с публичного торга правительственными, общественными и частными установлениями предъявляются к заклеймению сими установлениями.
Статья 33. Правило, в предшедшей (32) статье изложенное, не распространяется на случаи продажи изделий во исполнение определений и решений судебных установлений и на случаи продажи изделий при казенных взысканиях. Но в обоих этих случаях, по заявлению лиц, коим принадлежат продаваемые драгоценные изделия или в пользу коих продажа сия производится, изделия препровождаются в пробирное установление для испытания и клеймения. Издержки по пересылке, а равно уплата пробирной пошлины относятся на счет заявителей.

Пробирный Устав 1896 года

"Инструкция по пробирной части", утверждённая 2 июля 1897 года Министерством финансов, и действующая на ряду с Уставом, обязывала пробирные учреждения обеспечивать надзор за кредитными учреждениями, принимавшими в залог изделия из драгоценных металлов, и определяла следующий порядок их взаимодействия в вопросах публичных торгов:

Глава I. "О предметах ведения, порядке действий, делопроизводстве, счетоводстве и отчетности пробирных учреждений".
§ 2. Пробирные учреждения обязаны иметь точные сведения о положении в их округе, губернии или области серебряных и золотых дел мастерства, а так же о торговле слитками, часами и другими изделиями из драгоценных металлов и из металлов, похожих по наружному виду на драгоценные. В частности, надзору сих учреждений подлежат:
Пункт 6. Правительственные и частные ломбарды, кассы ссуд и т.п. учреждения, производящие продажу золотых и серебряных изделий с публичного торга.
Глава V. "О порядке приема золотых и серебряных изделий, предъявляемых к заклеймению общественными и частными установлениями, обращающими сии изделия в продажу с публичного торга".
§ 80. Общественные и частные установления как то: ломбарды, кассы ссуд и т.п., обращающие золотые и серебряные изделия в продажу с публичного торга, по истечении указанного в уставах сих учреждений, льготного для залогов срока, обязаны заблаговременно, до назначения публичных торгов, представить упомянутые изделия местному пробирному надзору для поверки и заклеймения установленным порядком (ст. 32, 33, 37-41 Пробирного устава).

Следующий § 81 определял, в частности, что указанные в § 80 изделия клеймятся особым, установленным для них, клеймом.

Окружные Пробирные Управления и Губернские пробиреры снабжаются следующими клеймами:
двойников, прямоугольной формы, состоящих из цифр пробы и знака удостоверения, и употребляемых для клеймения изделий, представляемых по ст. 31, 32, 33, 43 Пробирного Устава.

Глава IV "О клеймении изделий", § 68, пункт "в"

В соответствии с Инструкцией, были утверждены и с 1 января 1899 года введены в действие новые правила клеймения, а так же новые клейма взамен прежних.

Виды клейм, подлежавших наложению на изделия из драгоценных металлов, которые выставлялись на публичные торги, приводит А.Н.Иванов в упомянутом своде документов "Пробирное дело в России":
"Знак удостоверения, размещённый в квадратном пуансоне, без шифра пробирного округа, применявшийся для изделий, обращаемых в продажу с публичного торга, размером 1, 25x1, 25 мм",
а так же "Условный знак в виде молотка, для изделий, обращаемых в продажу с публичного торга, но не удовлетворяющих ни одной из узаконенных проб, размером 2x1, 25 мм", применявшийся для изделий, имевших особую художественную, историческую или археологическую ценность и не подлежащих сломке.

Министерством Торговли и Промышленности 21 января 1908 года были утверждены и с 26 марта 1908 года введены в действие новые "Правила клеймения золотых и серебряных изделий", содержавшие так же, и новые клейма взамен прежних.

При этом Пробирный Устав 1896 года и Инструкция по пробирной части 1897 года оставались действующими документами.

Новые Правила ввели в оборот новое клеймо - ломбардный знак удостоверения, совершенно не похожее на пробирное, а так же видоизменили клеймо для изделий низкопробных, но не подлежавших сломке, а именно:

§ 2. Раздел II Общие клейма для всех пробирных учреждений.
Пункт к) Знак в виде печатной буквы [л] на штрихованном фоне, квадратной формы (1x1 мм), для изделий, представляемых по ст. 32 и 33 Пробирного Устава, клеймёных или не клеймёных, но удовлетворяющих наименьшей из установленных проб. См § 30.
Пункт л) УСЛОВНЫЙ знак в виде молотка с знаком удостоверения малого размера, для изделий, представляемых по ст. 32 и 33 Пробирного Устава, не выходящие в пробу и не подлежащие сломке, но допускаемые в аукционную продажу. См. § 30, п. 3.

§ 30 Изделия, представляемые согласно ст. 32 и 33 Пробирного Устава, клеймятся различно, а именно:
1) Изделия, удовлетворяющие наименьшей из установленных проб, но оказавшиеся не клеймёными, клеймятся общим порядком, установленным для изделий внутреннего производства, причём рядом с главным клеймом ставится квадратный знак к) § 2 (с буквою [л]).
2) На изделия клеймёные и удовлетворяющие наименьшей из установленных проб, независимо от имеющихся на них клейм, налагается в каком-либо месте (по возможности, на главной, существенной части изделия) квадратный знак к) §2.
3) На изделия низкопробные, но не подлежащие, согласно ст. 3 Пробирного Устава и § 81 главы V Инструкции, сломке, налагается условный знак удостоверения в виде молотка (л § 2).


Примечание. Упомянутый в пунктах 1 и 2 настоящего § знак [к] § 2 ставится в удостоверение происхождения изделий (из ломбардов, банков, касс ссуд и вообще изделий, обращаемых в аукционную продажу) и независимо от того, имеется ли на изделии какой-либо именник или нет.

"Пробирное дело в России" А.Н.Иванова позволяет уточнить расшифровку клейм на аугсбургской четвертине (чайнице) 1700 года, опубликованной в журнале "Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования"(N 1 - 2 (44) за 2007 год).

Имеющееся в наборе клейм на четвертине ломбардное клеймо свидетельствует не о том, что четвертина удовлетворяет наименьшей из установленных проб, но оказалась неклеймёной, как сказано в пояснении к образцу клейма N 54 в справочнике-указателе "Золотое и серебряное дело" и повторено в расшифровке клейм при публикации четвертины. Оно свидетельствует о том, что четвертина была заложена в ломбард, а по истечении льготного для залога срока, была продана на аукционе (в период 1908 - 1917 годов, а скорее всего - перед Первой мировой войной или во время неё). В связи с тем, что клеймо с шифром Московского пробирного округа применяли Московское пробирное управление, Нижегородский и Тульский губернские пробиреры, точно указать, где была продана четвертина, невозможно. Достоверно только то, что последний раз, она была приобретена в антикварной торговле в Москве, спустя почти столетие.

14 декабря 1917 года были изданы, сначала, "Декрет о национализации всего банковского дела в России", а потом целый ряд специальных распоряжений по отдельным видам кредитных учреждений. Но кроме распоряжения Народного Комиссара Финансов от 29 апреля 1919 года о ликвидации Московской и Петроградской ссудных казен, других распоряжений не было. Предположительно, городские ломбарды закрыли по решению местных властей, а все частные ломбарды разделили судьбу частных коммерческих банков (так же были упразднены). В Москве в 1919 - 1920 годах, при финансовом отделе Московского Совета, работала Комиссия, позже - "Отдел по ликвидации ломбардов".

Сама экономика Советской республики в тот период, в условиях дефицита всего и вся, критически зависела от возможностей внешней торговли, поэтому правительство всё пристальнее рассматривало перспективы залоговой функции золота.
Главным предназначением золота было обеспечение выживания нового государства, при этом значимость проблемы мобилизации всех источников валютного металла на протяжении 1921-1922 годов возрастала. По этой причине, в слитки было переплавлено колоссальное количество изделий из золота и серебра всего предшествовавшего периода.

Накоплению золотых ресурсов способствовала и кампания "экономии" обращаемого валютного металла. Согласно февральскому 1918 года постановлению Совета Народных Комиссаров, у частных лиц должны были изыматься массивные изделия, весом свыше 16 золотников (один золотник равнялся 4, 2667 г). 14 февраля Совет Народных Комиссаров ввёл регламентацию изготовления изделий из золота. Декретировались их максимальная проба (назначена 36-я) и вес наиболее массовых изделий: обручальных колец - не более 1 золотника, "крестильных крестов" - не более 0,5 золотника. Владельцы магазинов по продаже изделий из драгоценных металлов, ювелирных и часовых мастерских Петрограда, обязанные в трёхмесячный срок переделать все имевшиеся изделия высокой пробы, продать или сдать их по фиксированной цене в Государственный банк, обратились в городской совет с ходатайством о продлении назначенных сроков. Но, несмотря на вполне оправданную мотивацию, в ответ ходатаи получили "классовую" резолюцию, подтверждавшую прежние жёсткие сроки.

Вмарте 1918 года московские мастерские, переплавлявшие золото и серебро в слитки, работали в две смены. Совет народного хозяйства Северного района докладывал в марте 1918 года, что в ходе переплавки "тяжеловесных изделий" в одном только Петроградском районе было "сэкономлено" 130 пудов золота.

О реквизиции и конфискации ценностей, хранящихся у частных лиц и обществ, медицинского и фармацевтического имущества, об осуществлении права реквизиции и конфискации Народным комиссариатом просвещения, таможенными учреждениями, военным, морским, почтово-телеграфным ведомствами.

постановление Совета Народных Комиссаров 3 января 1921 год

Согласно постановлению, конфискации подлежали: платиновые, золотые и серебряные монеты, независимо от количества таковых; золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в слитках и сыром виде, независимо от количества таковых; бриллианты, алмазы и другие драгоценные камни; жемчуг; изделия весом более 18 золотников из золота, из серебра - более 3 фунтов (один фунт равнялся 453, 6 г). Всё перечисленное надлежало в трёхдневный срок сдать в ближайшую кассу Комиссариата финансов, а в Москве - непосредственно в Гохран. Всё изъятое направлялось на переплавку.

Серьёзным материальным ресурсом для власти в тот период стали продажи художественных ценностей. Правительство ещё на рубеже 1921-1922 годов обсуждало вопрос о продаже драгметалльных ценностей уровня "национального достояния".
На экспортное значение антиквариата впервые официально было обращено внимание постановлением Совета Народных Комиссаров "О сборе и продаже за границу антикварных вещей" (26 октября 1920 года). Эта мера имела прогрессивный характер, поскольку предшествовавшая практика "утилизации" антиквариата была варварской - ценнейшие в художественном отношении вещи переплавлялись, а драгоценные камни из них "вылущивались". Важное значение имело появление в законодательных актах самого термина "антиквариат", обозначавшего его как особую категорию ценностей. Сбыт накопленного фонда антиквариата требовал, во-первых, предварительной экспертизы, во-вторых, специального аппарата, учитывающего тонкую специфику реализации. Этот аппарат был создан лишь в 1925 году в виде главной конторы Госторга СССР по скупке и реализации антикварных вещей ("Антиквариат"), но до этого было организовано Московское ювелирное товарищество "МЮТ" (1923-1927). Оно занималось как производством и реставрацией ювелирных изделий (известно по клейму [МЮТ]), скупкой и продажей населению, так и организацией вывоза в Лондон драгоценностей и участия в аукционах на Лионской ярмарке во Франции, Миланской международной ярмарке, Нижегородской ярмарке. Оно взаимодействовало с голландской фирмой по продаже коронных драгоценностей (1926), с английской фирмой - по продаже антикварного серебра, с аукционным домом Лепке - по продаже художественных ценностей. Решения о продаже за границу драгоценностей принимало "Особое валютное совещание". Московское Ювелирное Товарищество сотрудничало с Советскими торгпредствами в Германии, Китае, Финляндии, Франции по вопросам продажи драгоценностей, жемчуга, парчи, серебряных изделий, огранки бриллиантов и закупке часов в СССР. Так же МЮТ собирало сведения о состоянии цен на металлы и конъюнктуре скупочного рынка. Созданное 15 февраля 1923 года как межведомственный орган при Наркомате финансов СССР, "Особое валютное совещание" до 1931 года регулировало валютные операции, выдавало разрешения на биржевую покупку валюты, толковало законы.

Советское валютное законодательство началось с декрета Совета Народных Комиссаров от 4 апреля 1922 года "Об обращении золота, серебра, платины, драгоценных камней и иностранной валюты", допустившего право частной собственности в отношении всех перечисленных валютных ценностей в неограниченном количестве и на любую сумму. До того времени иностранная валюта и благородные металлы в слитках и монете считались изъятыми из гражданского оборота; иностранная валюта подлежала реквизиции с оплатою советскими денежными знаками по официально установленному курсу, изделия же из благородных металлов и драгоценные камни могли находиться в частной собственности лишь в количествах, не превышавших определённой нормы на одно лицо. Отмена всех этих ограничительных норм, установленных в эпоху так называемого "военного коммунизма", создала возможность для легального обращения валютных ценностей, но вместе с тем вызвала к жизни специальное законодательство по регулированию этого обращения.

Составляющей частью этого регулирования стал пробирный надзор. Общее руководство пробирным делом на территории СССР и наблюдение за ним было сосредоточено в Народном Комиссариате Финансов СССР (по Валютному Управлению).
Центральный Исполнительный Комитет СССР и Совет Народных Комиссаров Постановлением от 10 апреля 1925 года приняли "Положение о пробирном надзоре", действовавшее по 1940 год, когда вступило в силу Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 31 декабря того же года "О реорганизации пробирного надзора". Положение 1925 года содержало как старые нормы, так и новые. Нововведения, влиявшие на обращение изделий из драгоценных металлов в торговле, которые сегодня необходимо учитывать при атрибуции этих изделий, заключались в следующем:

Изделия, надлежащим образом заклеймённые до принятия нового Положения, переклеймению не подлежали. (статья 1)

Внутреннее достоинство сплава, из которого изготовлены платиновые, золотые и серебряные изделия, обращаемые в продажу, должно было выражаться в пробе, определявшей количество благородного металла в тысяче весовых единиц сплава. (статья 11)

Пробы устанавливались следующие:

  • для платиновых изделий - девятьсот пятидесятая, девятьсот семидесятая и девятьсот девяностая;
  • для золотых изделий - пятьсот восемьдесят третья, семьсот пятидесятая и девятьсот пятьдесят восьмая;
  • для изделий золотобойного производства - от девятьсот десятой до тысячной;
  • для зелёного золота - семьсот пятидесятая;
  • для серебряных изделий - восьмисотая, восемьсот семьдесят пятая и девятьсот шестнадцатая.

В специальном примечании допускалось, что временно, впредь до перехода на метрическую систему обозначения проб, сохранялись в силе пробы, определяющие для золота и серебра число золотников чистого металла в лигатурном фунте, то есть в 96 золотниках сплава, а именно:

  • для золотых изделий - 56, 72 и 92;
  • для изделий золотобойного производства - от 87 до 96;
  • для зелёного золота - 72;
  • для серебряных изделий - 76, 84 и 88. (статья 12)

В обязанности пробирных учреждений, в частности, входили:

  • надзор за заведениями, производящими сплав и аффинаж благородных металлов, а так же выделку, починку или продажу изделий и полуфабрикатов из благородных металлов, ревизия этих заведений и изъятие из них предметов, не отвечавших требованиям настоящего Положения;
  • возбуждение и ведение судебных дел о нарушении пробирных правил.

Наркоматом финансов была так же утверждена "Инструкция по применению Положения о пробирном надзоре". В соответствии с этим Положением, 23 июня 1927 года были утверждены "Правила клеймения изделий из благородных металлов", которые были построены по образу и подобию Правил 1908 года, но с учётом социально-политических изменений в государстве после революции 1917 года.

К числу наиболее существенных изменений в правилах клеймения относятся: 
 - изменения вида клейм
 - состава и географии пробирных учреждений
 - введение метрической системы определения внутреннего достоинства металла

Вопросы клеймения изделий из драгоценных металлов для вторичной торговли отражены в § 3, пп. "л" и "м", раздел "Общие клейма", а так же в § 30:

  • л) Знак в виде печатной буквы [п] на штрихованном поле, квадратной формы, для изделий предоставляемых ломбардами, комиссионными магазинами и т.п., удовлетворяющих наименьшей узаконенной пробе.
  • м) УСЛОВНЫЙ знак в виде молотка со знаком удостоверения малого размера для изделий, предъявляемых ломбардами, комиссионными магазинами и проч., не выходящих в пробу, но не подлежащих сломке и допускаемых в продажу.

§ 30. Изделия, обращаемые в аукционную продажу, клеймятся различно:

  • 1) Изделия, удовлетворяющие наименьшей из установленных проб, но оказавшиеся неклеймёными, клеймятся общим порядком, установленным для изделий внутреннего производства, причём рядом с главным клеймом ставится квадратный знак с буквой [п] (§ 3 "л").
  • 2) На изделия низкопробные, но не подлежащие, согласно Инструкции по применению Положения о пробирном надзоре, сломке, налагается условный знак удостоверения в виде молотка (§ 3 "м").

Дошедшим до наших дней образцом такого клеймения и продажи может служить 
сахарница 1899 - 1908 годов производства московской мастерской Н.Н.Зверева 

(литьё, чеканка, внутреннее золочение. Крышка на шарнире. Высота - 13, 5 см; вес - 508, 9 г)
.

На сахарнице имеются все клейма, поставленные в соответствии с Таблицей клеймения 1899-1908 годов, в том числе: на дне - клейма Московского окружного управления 1927-1946 годов (переклеймение); Московского окружного управления 1899-1908 годов с инициалами И.С.Лебёдкина (зачеркнуто); знак удостоверения 1899-1908 годов большого размера и знак-именник мастерской Н.Н.Зверева;

Клейма на внутренней поверхности крышки


(1) - знак удостоверения 1899-1908 годов и именник Н.Н.Зверева, а так же на ручках и на каждой ножке попарно
(2) - знак удостоверения 1899- 1908 годов с инициалами И.С.Лебёдкина и именник Н.Н.Зверева.

Однако помимо указанных клейм на основной части сахарницы, возле мест пайки ручки и борта под крышку (место для такого клеймения выбиралось специально, чтобы нельзя было рядом впаять клеймо из другого изделия) есть ещё два клейма, а именно:
квадратный знак с буквой [п] и клеймо-тройник с пробой, поставленные в соответствии с Правилами (§ 30, п. 1).


Они свидетельствуют о вовлечении сахарницы во вторичный торговый оборот через ломбард или комиссионный магазин в период 1927- 1946 годов.
Последний раз для частной коллекции сахарница была приобретена в антикварной торговле
в Москве в 1999 году.


По свидетельству Н.Г.Троепольской, предметов с Cоветским ломбардным клеймом сохранилось очень мало, и на антикварном рынке они появляются крайне редко. Вероятно, это объясняется экономической ситуацией в стране в 1920-1930-е годы и условиями торговли в 1930-е годы изделиями из драгоценных металлов, многие из которых безвозвратно ушли за рубеж.

Обращает на себя внимание введение в оборот в качестве торгующих организаций, кроме ломбардов, так же и комиссионных магазинов. В 1922 - 1923 годы вновь создавались ломбарды, как хозрасчётные предприятия, которые подчинялись местным советам и относились к системе учреждений бытового обслуживания. Такие ломбарды предоставляли населению возможность хранения предметов личного пользования и домашнего потребления, а так же получения займов под залог этих предметов.

В СССР деятельность ломбардов началась с 1923 г. По действующему законодательству, могут учреждаться ломбарды коммунальные и смешанные с участием частного капитала.

Малая Советская Энциклопедия, том IV, 1929 год

Комиссионные магазины скупали и продавали изделия из благородных металлов, но они участвовали во внутреннем торговом обороте. Безвозвратному же оттоку из страны огромного числа изделий из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, обладавших порой большой исторической и художественной ценностью, "поспособствовали", с одной стороны, идеологическая пропаганда, а с другой - Торгсин.

В СССР изготовление ювелирных изделий значительно сократилось в связи с исчезновением буржуазии, являвшейся главным потребителем их, и в связи с революцией быта, в котором все прочнее укрепляется отрицательное отношение к драгоценным украшениям.

статья "Ювелирное искусство" (Малая Советская Энциклопедия)

Для индустриализации страны требовалось высокотехнологическое оборудование, чтобы купить его за рубежом, требовалась валюта. Поэтому на экспорт шло всё, что можно было продать.


В июле 1930 года автономная контора Мосгосторга по торговле с иностранцами - 
"Торгсин" начала свою работу.

Торгсин имел сеть магазинов закрытого типа, продававших антиквариат, меха, продовольствие и другие товары. Иностранцев интересовали меха и антиквариат, своё продовольственное обеспечение они решали другим способом. Важным для них, так же являлось легальное происхождение их покупок, что подтверждало, в немалой степени, специальное "ломбардное" клеймение. В январе 1931 года Торгсин стал всесоюзным объединением, и начал обслуживать Советских граждан, которые могли покупать, в его магазинах, товары за валюту и драгоценные металлы. Осенью 1931 года торговля с собственными гражданами, на иностранную валюту, развернулась во всю ширь. Большие торгсиновские магазины изумлённые люди прозвали "маленькой Америкой". Подобного изобилия они не видели с дореволюционных времён. Михаил Булгаков в "Мастере и Маргарите" описал универмаг Торгсина на Смоленской площади в Москве.
5 июля 1931 года на Арбате, в здании, где сейчас ресторан "Прага", так же был открыт магазин Торгсина. Взамен золота и инвалюты Торгсин выдавал специальные талоны - ТОТы, на которые можно было приобретать товары в его магазинах по более низким ценам, чем в общей торговой сети, и тем более - в коммерческой торговле. Через Торгсин продавались и товары, конфискованные таможней. По всей стране, включая Якутию и среднеазиатские республики, Торгсин открыл скупочные пункты, в которых принимали изделия из драгоценных металлов, золотые и серебряные монеты, ювелирные изделия.

В 1933 году, когда поток золотых изделий и монет заметно уменьшился, скуппункты Торгсина стали принимать золотой песок и самородки, а так же серебро любой пробы, в том числе и столовое. Только в Московской области работало 68 скуппунктов Торгсина, а всего по стране, их насчитывалось более полутора тысяч. На 1 января 1933 года, в торговой сети Торгсина, насчитывалось 402 торговые точки, а на 1 января 1934 года - их стало уже 1526. Популярность подобных магазинов, с конца 1934 года, начала медленно, но неуклонно снижаться. Причиной же подобной тенденции стало отнюдь не принятое в 1935 году решение о закрытии магазинов Торгсина. Причина была куда банальнее: у населения практически не осталось ни золота, ни серебра. Голодные годы прошли, была отменена карточная система (1935). Формально ТОТы должны были прекратить хождение с 1 февраля 1936 года, но их продолжали отоваривать ещё и летом того же года.

За пятилетие своего существования объединение принесло казне валюты и ценностей 
на общую сумму 287, 2 млн рублей.

Этих денег хватило на покупку импортного оборудования для десяти гигантов Советской индустрии:

  • автозаводы ГАЗ и ЗИС
  • Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы
  • Днепрострой, Магнитострой, Кузнецкстрой
  • завод "Господшипник"
  • завод "Уралмаш"

После ликвидации Торгсина, в Москве (с 1938 по 1962 год)
была развёрнута сеть скупочных пунктов и магазинов "Мосскуппромторга".

Вконце Великой Отечественной войны, а так же в послевоенные годы, через Госфонд, скупочные пункты, и магазины Мосскуппромторга, в продажу для населения поступило значительное количество изделий иностранного производства из драгоценных металлов, преимущественно из серебра 800-й пробы. Чтобы восстановить их товарный вид, а так же подтвердить, для населения, легальное происхождение изделий, данные изделия реставрировали на различных ювелирных предприятиях, которые по окончании работы, обязаны были проставлять на изделиях свой именник, зарегистрированный в пробирных органах, а так же знак реставрации в виде буквы [Р] или знак, совмещающий в одном клейме оба таких знака. В основном, подобными изделиями являлись утварь и предметы декоративно-прикладного искусства, различного исторического и художественного достоинства. В те годы действовало правило, согласно которому "право первой руки" предоставлялось музеям. Это означало, что музейные работники имели право, ещё до поступления в открытую продажу предметов, имеющих антикварный характер, отобрать экземпляры, достойные, с их точки зрения, для пополнения музейных фондов. Возможно, благодаря такому фильтру, долгие годы, вплоть до наших дней, коллекционеры называли иностранные предметы из серебра 800-й пробы несколько пренебрежительно - "восьмисотками". Тем не менее, среди них попадались экземпляры, весьма неплохой, ручной работы западноевропейских серебряников.

Более обстоятельное рассмотрение вопросов реставрационного клеймения изделий иностранного производства, поступивших в продажу после реставрации, позволяет выявить ряд интересных моментов. Воспроизводимые ниже, реставрационные клейма на них, относятся к периоду середины 1940-х - середины 1950-х годов. За этот небольшой отрезок времени, правила клеймения изменились дважды: правила клеймения 1927 года, во многом унаследовавшие правила 1908 года, сменились правилами 1947 года, которые, в свою очередь, сменились правилами 1954 года, просуществовавшими вплоть до 1959 года.


Табакерка середины - второй половины XIX века

 

(литьё, чёрная эмаль, гравировка, внутреннее золочение, лёгкое пунцирование для изображения неба с облаками над парком, и строениями; размеры: 9, 2x3, 7x2, 8 см; вес - 94 г)

 

Не сохранилось клейм, свидетельствующих об изготовителе. На крышке табакерки изображён венский дворец Шенбрунн, в котором последний из Габсбургов - Карл I подписал в 1918 году отречение от престола, и Глориэтта на холме за ним. Табакерка была изготовлена в 1775 году в честь победы австрийских войск Марии Терезии под предводительством генерала Дауна над прусскими войсками Фридриха Великого в битве при городе Колин в Чехии в 1757 году. Эти изображения дают основания для предположения об австрийском происхождении табакерки.

На внутренней поверхности дна стоит ввозное клеймо с шифром Московского пробирного учреждения, применявшееся с 1927 по 1953 год (1).
Пробирный орган ставил его исключительно на заграничных изделиях по предъявлению таможней.
На бортике крышки оттиснуты именник предприятия, производившего реставрацию, и знак реставрации в виде буквы [Р] в круге (2)
а так же знак удостоверения с шифром Московской инспекции и неопознанный знак, возможно, это номер модели, проставленный производителем (3).
Именник принадлежал Ювелирной фабрике в Москве (МЮФ), которая рядом со своим именником поставила знак реставрации. Фабрика с таким названием существовала в Москве в 1927 - 1946 годах. Знак реставрации в виде буквы [Р] с точкой внизу в круглом щитке официально установлен Правилами клеймения изделий из драгоценных металлов 1959 года в разделе требований, предъявляемых к изделиям. Кажущаяся нестыковка датировок клейм объясняется просто, если принять во внимание, что именник и знак реставрации имели право ставить на изделия сами предприятия-изготовители или те, кто производил реставрацию. Таким образом, можно утверждать, что реставрация табакерки была произведена не позже 1946 года.


Правила 1959 года лишь нормативно закрепили существовавшую практику.

Из истории Московского монетного двора можно почерпнуть любопытные сведения об организации реставрационных работ и косвенно - о том, что количество изделий было достаточно велико, чтобы создать специальный цех и разработать технологию реставрации:

В 1951 году на заводе организовали цех реставрации различных серебряных изделий из Госфонда СССР. Была разработана и успешно внедрена в производство технология восстановления этих изделий, придания им товарного вида вплоть до золочения. Эта продукция поступала в ювелирные магазины для продажи населению.

Работа с драгоценными металлами осложнялась тем, что литературы, особенно по золотым сплавам, практически не было. Всю техническую документацию: технологические инструкции, технологические карты, систему нормативов и др., приходилось создавать заново. Техническим отделом проводилось много опытных и исследовательских работ непосредственно на производственных участках, начиная с плавки. Приходилось исключительно на основании опытов создавать нормативы расходования и потерь драгоценных металлов.


Другой пример: изделие, так же подвергалось реставрации МЮФ, - Вазочка

 

 

(литьё, чеканка, частичное оксидирование. Размеры: 10, 3x12, 5 см; вес - 53, 4 г - Германия, после 1900 года.)

 

Вазочка вмонтирована владельцем в деревянную рамку (на снимке показана фрагментарно), как панно. 
Клейма расположены на дне вазочки: 
ввозное клеймо с шифром Московского пробирного учреждения, применявшееся с 1927 по 1953 год, и знак реставрации (именно такой вид будет утверждён в Правилах клеймения 1959 года); именник МЮФ; фрагмент имперского клейма-гарантии, введённый в Германии с 01.01.1888 (полумесяц и корона) и проба 800.

В отличие от табакерки, здесь клейма оттиснуты на гладком месте и видны отчётливо.



В 1954 году были утверждены новые "Правила клеймения изделий из драгоценных металлов".

В пункте 1 Правил "Основных требований, предъявляемых к изделиям из драгоценных металлов, предъявляемых к клеймению, и основных принципов клеймения" впервые появляется термин "реставрация":

1. Предъявляемые предприятиями в инспекции пробирного надзора для клеймения изделия из драгоценных металлов как новые, так и реставрированные, должны иметь на основной части ясный оттиск именника предприятия с цифрой года изготовления или реставрации изделия в виде последней цифры года:
например, 1953 год условно обозначается цифрой "3", поставленной в конце именника предприятия.
Цифра года должна быть включена в рамку именника.
Оттиск пробирного клейма, как правило, должен ставиться с правой стороны от именника предприятия.

Форма знака реставрации этими Правилами ещё никак не регламентируется. В соответствии с этими Правилами больше не делается различия между изделиями отечественного и иностранного производства. 
Правила частично транслируют статью 6 "Положения о пробирном надзоре", утверждённого Постановлением Совета Министров СССР от 22 декабря 1950 года N 5016, подписанного И.В.Сталиным:

Бытовые изделия из драгоценных металлов заграничного производства, ввезённые в СССР и предназначенные для продажи, так же подлежат клеймению в одной из инспекций пробирного надзора

а пункт 5 Основных требований в Правилах уточняет:

Платиновые, золотые и серебряные изделия, новые и реставрированные, клеймятся клеймом литеры (литера) Б.

ВсёоЮВЕЛИРКЕ.рфПробирное клеймо литеры (литера) Б:

"клеймо в виде лопатки, состоящее из знака удостоверениябуквенного шифра инспекции пробирного надзора
и цифры одной из установленных проб"



Применение Правил клеймения 1954 года можно продемонстрировать на разнообразных сохранившихся "бытовых изделиях заграничного производства":

Ложка для сервировки стола изготовлена известной фирмой MH.Wilkens & Sohne (Bremen-Hemelingen), основанной в 1810 году M.H.Wilkens (1782-1869),
бывшей до этого Бременским монетным двором

 

 

 

 

 

(г. Бремен, Германия, 1888 - 1900-е годы. Штамп, резьба, золочение, оксидирование.
Размеры: длина - 22, 8 см; вес - 104 г)
.

Клейма - на тыльной стороне черенка ложки.
По порядку следования клейма обозначают:

наименование фирмы, фирменный знак-балансирпресс (в память о монетном дворе), проба 800, имперский знак гарантии - полумесяц и корона, знак реставрации, знак-именник Артели в Москве с последней цифрой года реставрации 1954, пробирное клеймо пробы 800 с шифром Московской пробирной инспекции 1954-1958 годов. 
Информацию об Артели найти не удалось. Видимо, она существовала, по крайней мере, в 1954 - 1956 годах, так как в упомянутых выше справочниках приводится её клеймо "ММ6", то есть 1956 года.
Расположенный рядом с именником - знак реставрации в квадратной рамке [P], по свидетельству Н.Г.Троепольской, встречается крайне редко. Обращает на себя внимание деликатный способ золочения, сохранивший блеск в резьбе на матовом фоне.


Нож для разрезания бумаг реставрация относится к 1954 году, изготовлен в Эстонии в 1924 - 1940 годах

 

 

 

 

(г. Тарту, ювелирная фирма Tiido V. Штамп, золочение, матирование.
Размеры: длина - 22, 7 см; вес - 36 г)


Клейма:

По порядку следования это: 
клеймо для всех городов Эстонии 1920-1940 годов, клеймо пробы 875 Эстонии, знак реставрации, именник фирмы Tiido V., Ювелирно-часовая фабрика в Москве с последней цифрой года реставрации 1954, пробирное клеймо пробы 875 с шифром Московской пробирной инспекции 1954-1958 годов.

Памятниками реставрационной деятельности этой же фабрики служат ещё два предмета, в том числе с отсутствующим в упомянутых нами справочных изданиях клеймом, в котором именник фабрики соединён со знаком реставрации.


Вилка

 

 

 

 

(штамп, гравировка, частичное золочение, оксидирование.
Размеры: длина - 17 см; вес - 45 г)


Изготовлена в Германии в стиле югендстиль в 1901 году по проекту Hans Christiansen на фирме Bruckmann & Sohne (Heilbronn, Baden-Wurttenberg), основанной в 1805 году Peter Bruckmann (1778-1850). Фирма приобрела широкую известность в мире при Peter Bruckmann (13.01.1865 - 02.03.1937) и просуществовала до 1973 года.

Немецкие клейма на черенке вилки

 

 

Советские клейма - на плоскости вилки
Советские клейма принадлежат:
Ювелирно-часовой фабрике в Москве с последней цифрой года реставрации 1955, а так же Московской пробирной инспекции 1954-1958 годов с пробой 800.

Немецкие клейма на вилке показывают ещё одну особенность системы пробирного клеймения в Германии: на черенке, рядом с клеймом фирмы-изготовителя Bruckmann & Sohne (полумесяц, корона, проба 800 и орел в одном клейме), имеется ещё одно клеймо - "SCHAPFR". Это клеймо сбытовой фирмы (Vertriebsfirma). Такие клейма ставили торговые фирмы, занимавшиеся розничной продажей серебряной утвари, которую выпускали крупные фирмы-производители. Из-за дешевизны серебра в Германии было множество больших и маленьких производств, изготавливавших серебряные изделия. Судя по названию "SCHAPFR", соответствующему швабскому диалекту, можно предположить, что это региональная торговая фирма-сбытовик. Город Хайльбронн, в котором располагалась фирма Bruckmann & Sohne, тоже находится в обширной швабской области, захватывающей частично территорию Германии и приграничные регионы Франции и Швейцарии. Сведений о фирме "SCHAPFR" найти не удалось, но примером подобного сотрудничества производителей и розничных торговцев-ретейлеров может служить клеймо фирмы "L.Posen" рядом с клеймом фирмы Bruckmann & Sohne или,как в данном случае, просто "POSEN". Фирма "L.Posen" была основана во Франкфурте-на-Майне в 1869 году Brendina Wetzlar, вдовой Lazarus Jacob Posen - серебряника и ретейлера польского происхождения. Под ее руководством фирма в конце XIX века стала крупнейшим поставщиком иудаики. Ликвидирована она была где-то в 1930-х годах с приходом к власти нацистов, поскольку во главе фирмы стояла еврейская семья.


Изящный черпачёк для пунша, производства неизвестной немецкой фирмы, был реставрирован на той же Ювелирно-часовой фабрике в 1955 году

 

 

 

 

 

(Германия, 1888 - 1900-е годы. Штамп, частичное золочение, оксидирование.
Размеры: длина - 18, 3 см; вес - 66 г)
.


Клейма на черенке черпачка:

По порядку следования клейма обозначают:

номер модели, величину пробы 800, имперский знак гарантии, именник неизвестной немецкой фирмы, реставрационное клеймо фабрики 1955 года и пробирное клеймо Московской пробирной инспекции с пробой 800.


Подведём некоторые итоги: Ломбардное клеймо образца 1908 года в сочетании со знаком удостоверения с шифром Московского пробирного округа образца 1908 года на четвертине свидетельствует о том, что, во-первых, клейма мастера И.Иебенца и города Аугсбург 1700 года - подлинные, а во-вторых, что четвертина через ломбард и аукцион перешла от одного российского владельца к другому, тоже российскому, кроме того, что она уцелела в России в частных руках в периоды реквизиций и массовых продаж за границу.

Ломбардное и пробирное клейма образца 1927 года на сахарнице мастерской Н.Н.Зверева говорят не только о подлинности именника мастерской, но и о том, что сахарница перешла от одного бывшего состоятельного владельца к новому владельцу, тоже состоятельному, в экономически трудный для государства период - в 1927-1946-х годы. Кроме того, отличная сохранность внутренней позолоты свидетельствует о том, что ее приобретали не для бытового использования, а для хранения, возможно, для коллекции, что в те годы, мягко говоря, не приветствовалось.

Тот факт, что изделия иностранного производства из драгоценных металлов реставрировали в специально организованном для этого отдельном цехе на Московском монетном дворе и на других ювелирных предприятиях в течение нескольких лет, применяли специальное реставрационное клеймение, свидетельствует о том, что на внутренний рынок страны в 40 - 50-е годы прошлого века их поступало очень много. Поскольку все ювелирные предприятия СССР были государственными, реставрационные клейма на иностранных изделиях служили для граждан гарантией не только соответствия достоинства металла заявленной пробе, но и того, что эти изделия они приобретают из государственных источников.

Несмотря на значительное количество иностранных изделий из драгоценных металлов в частном владении в России, существует большая проблема у коллекционеров с расшифровкой имеющихся на них иностранных клейм, в связи с чем можно было бы только приветствовать издания справочников по пробирным клеймам различных стран. На Западе их опубликовано много, так что не надо создавать клеймовники заново. Надо только перевести на русский язык то, что уже наработано. Это тем более актуально, потому что современные российские антиквары всё чаще закупают за границей предметы антиквариата не только российского производства, осуществляя своеобразный реэкспорт, но и иностранного. Вторичный рынок антиквариата в этой сфере значительно оскудел. Если раньше наблюдался большой диспаритет в ценах на серебряные художественные изделия отечественного и иностранного производства, то теперь цены выравниваются. Поскольку достойные отечественные вещи всё больше оседают в частных, а в последнее время, и в музейных коллекциях, антикварный рынок всё чаще стал предлагать иностранный антиквариат.



Драгоценные металлы (руб./грамм)