Секреты скани - русской ювелирной техники

01.10.2018

В рус­ском де­ко­ра­тив­ном ис­кус­стве ху­до­же­ствен­ная об­ра­бо­т­ка ме­тал­ла все­г­да за­ни­ма­ла вид­ное ме­сто. Во вре­ме­на Ки­ев­ской Ру­си ма­сте­ра вла­де­ли мно­ги­ми спо­со­ба­ми ху­до­же­ствен­но­го ли­тья, тех­ни­кой скан­но-­э­ма­льер­но­го де­ла, зо­ло­той на­вод­ки, при­е­ма­ми вы­пол­не­ния чер­не­во­го узо­ра. Боль­шо­го рас­цве­та ху­до­же­ствен­ная об­ра­бо­т­ка ме­тал­ла до­сти­г­ла в XIV—XVII вв. Но на­и­бо­лее ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в Рос­сии об­ра­бо­т­ка ме­тал­ла по­лу­чи­ла в кон­це XVIII— на­ча­ле XIX в.

Фи­ли­грань (с­кань — от гре­че­ско­го сло­ва, озна­ча­ю­ще­го су­чить, сви­вать) — один из ин­те­рес­ней­ших и древ­них спо­со­бов из­го­то­в­ле­ния ху­до­же­ствен­ных из­де­лий. Ма­те­ри­а­лом для фи­ли­гран­ных из­де­лий слу­жит ви­тая или гла­д­кая, ино­г­да упло­щен­ная валь­цо­в­кой про­во­ло­ка из ме­ди, се­ре­бра, ре­же зо­ло­та. Из про­во­ло­ки вы­ги­ба­ют­ся от­дель­ные мел­кие де­та­ли узо­ров бу­ду­щих из­де­лий. Эле­мен­ты ска­но­го узо­ра со­е­ди­ня­ют­ся пай­кой. Про­цесс про­из­вод­ства фи­ли­гран­ных ху­до­же­ствен­ных из­де­лий очень тру­до­е­мок. Из мель­чай­ших от­рез­ков ви­той про­во­ло­ки на­би­ра­ют на ме­тал­ли­че­ской пла­стин­ке спе­ци­аль­ны­ми щи­п­чи­ка­ми ри­су­нок и по­сы­па­ют его из­мель­чен­ным в по­ро­шок спла­вом. За­тем из­де­лие на­гре­ва­ют до те­м­пе­ра­ту­ры, не­об­хо­ди­мой для скре­п­ле­ния спла­вом его эле­мен­тов. Скань мо­жет быть ажур­ной или на­кла­д­ной. Ажур­ная фи­ли­грань — са­мо­сто­я­тель­ный спо­соб по­лу­че­ния раз­ли­ч­ных ху­до­же­ствен­ных пред­ме­тов: фрук­то­вых ваз, кон­фет­ниц, са­хар­ниц, под­ста­кан­ни­ков, бро­шей и т. д. По­лу­ча­ют ажур­ную фи­ли­грань спай­кой от­дель­ных эле­мен­тов узо­ра. Ино­г­да от­дель­ным де­та­лям ажур­но­го ска­но­го узо­ра при­да­ет­ся ре­лье­ф­ность пу­тем вы­ко­ло­т­ки. На­кла­д­ная фи­ли­грань — спо­соб от­дел­ки ху­до­же­ствен­ных из­де­лий из ме­тал­ла.

С­кань (от др.-рус. скать — сви­вать), фи­ли­грань — вид юве­ли­р­ной тех­ни­ки: ажур­ный или на­па­ян­ный на ме­тал­ли­че­ский фон узор из тон­кой зо­ло­той, се­реб­ря­ной или мед­ной про­во­ло­ки, гла­д­кой или сви­той в верeвоч­ки. Из­де­лия из ска­ни ча­сто до­пол­ня­ют­ся зер­нью (ма­лень­кие се­реб­ря­ные или зо­ло­тые ша­ри­ки) и эма­лью. Фи­ли­грань — один из тра­ди­ци­он­ных ви­дов ху­до­же­ствен­ной об­ра­бо­т­ки ме­тал­ла. Эта тех­ни­ка, за­ро­див­ша­я­ся в глу­бо­кой древ­но­сти, по­чти не из­ме­ни­лась и в на­сто­я­щее вре­мя. Скру­чен­ный из двух или не­сколь­ких се­реб­ря­ных, зо­ло­тых или мед­ных про­во­ло­чек жгу­тик на­зы­ва­ет­ся ска­нью, или фи­ли­гра­нью.

Гла­д­кая про­во­ло­ка про­тя­ги­ва­ет­ся че­рез ряд от­вер­стий в сталь­ной пла­стин­ке, укре­п­лен­ной в тис­ках или на во­ло­чиль­ном стан­ке. Про­пу­щен­ная че­рез валь­цы про­во­ло­ка ста­но­ви­т­ся плос­кой, в ви­де лен­точ­ки. Пред­ва­ри­тель­ный ри­су­нок вы­пол­ня­ет­ся на бу­ма­ге, по не­му вы­кла­ды­ва­ет­ся и при­кле­и­ва­ет­ся кон­тур бу­ду­ще­го узо­ра. За­тем со­бран­ные та­ким об­ра­зом де­та­ли по­сы­па­ют­ся при­по­ем (из­мель­чен­ным спла­вом се­реб­ра или зо­ло­та с цвет­ны­ми ме­тал­ла­ми) и под дей­стви­ем ог­ня спа­и­ва­ют­ся в ажур­ный узор. В за­ви­си­мо­сти от за­мыс­ла ажур­ный узор мо­жет на­па­и­вать­ся на ме­талл, мо­жет при­об­ре­сти ре­лье­ф­ную фор­му. Скань до­пол­ня­ет­ся зер­нью — мел­ки­ми ме­тал­ли­че­ски­ми ша­ри­ка­ми, ко­то­рые вно­сят пла­сти­че­скую иг­ру, обо­га­ща­ют из­де­лие. Эта тех­ни­ка да­ет бес­ко­неч­но раз­но­об­раз­ные ва­ри­а­ции со­че­та­ния ска­ни с зер­нью, по­стро­е­ния рас­ти­тель­ных и гео­мет­ри­че­ских ор­на­мен­тов, со­е­ди­не­ния с гла­д­ким ме­тал­лом и ка­м­ня­ми.

Исто­ри­я

В Ки­ев­ской Ру­си тех­ни­ка ска­ни ста­ла ис­поль­зо­вать­ся с 9-10 ве­ков. То­г­да ви­тую про­во­ло­ку для про­из­вод­ства ещe не ис­поль­зо­ва­ли, а при­ме­ня­лись зер­ни. Из­де­лия 12-13 ве­ков от­ли­ча­ют­ся вы­со­ким ка­че­ством, в то вре­мя ча­ще ста­ли ис­поль­зо­вать тех­но­ло­гию на­пай­ной, а с 13 ве­ка — ажур­ной и ре­лье­ф­ной ска­ни, в про­из­вод­стве ста­ли ис­поль­зо­вать­ся ка­м­ни. На 15-16 ве­ка при­хо­ди­т­ся рас­цвет мос­ко­в­ской ска­ни. Ис­поль­зо­ва­лись раз­но­об­раз­ные ма­те­ри­а­лы: дра­го­цен­ные ка­м­ни, эмаль, де­ре­во, рез­ная ко­сть.

Са­мы­ми из­ве­ст­ны­ми скан­щи­ка­ми в то вре­мя бы­ли Ам­в­ро­сий и Иван Фо­мин. В 18-19 ве­ках из­де­лия со ска­нью про­из­во­ди­лись во мно­гих ху­до­же­ствен­ных цен­трах Рос­сии. Соз­да­ва­лись как боль­шие про­из­ве­де­ния ис­кус­ства, так и не­боль­шие из­де­лия (ва­зоч­ки, со­лон­ки, шка­тул­ки). В про­из­вод­стве ста­ли при­ме­нять хру­сталь и пе­р­ла­мутр.

С 19 ве­ка на­ла­же­но про­мы­ш­лен­ное про­из­вод­ство в зна­чи­тель­ных мас­шта­бах с при­ме­не­ни­ем раз­ли­ч­ных тех­но­ло­гий. На фаб­ри­ках про­из­во­ди­ли по­су­ду, цер­ко­в­ную утварь, ту­а­лет­ные при­на­д­ле­ж­но­сти. В го­ды со­вет­ской вла­сти скань ши­ро­ко при­ме­ня­лась в ху­до­же­ствен­ной про­мы­ш­лен­но­сти.

Источник: nationaljournal.ru 


Возврат к списку




Для участия в обсуждении авторизуйтесь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:


Курс ЦБ 

Драгоценные металлы (руб./грамм)