Пропустить навигацию

Аффинаж

Аффинаж драгоценных металлов

Руководство пользователя ГИИС ДМДК Аффинаж (Аффинажная организация).

Аффинаж — металлургический процесс очистки драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла:

  • в аффинированном золоте на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 995 массовых долей химически чистого драгоценного металла;
  • в аффинированных серебре, платине, палладии, родии, рутении, осмии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 999 массовых долей химически чистого драгоценного металла;
  • в аффинированном иридии на 1 тысячу массовых долей сплава драгоценного металла не менее 998 массовых долей химически чистого драгоценного металла.

Сырьём для аффинажа служит различный материал:

  • минеральное сырье — добытые из недр руды коренных месторождений, пески россыпных месторождений, руды и пески техногенных месторождений, а также продукты их переработки, получаемые в процессе переработки добытых из недр руд на обогатительных и золотоизвлекательных фабриках и в металлургическом производстве, при промывке песков на промывочных установках и приборах, доводке концентратов на шлихообогатительных фабриках и установках, на установках кучного и подземного выщелачивания, на других объектах по переработке минерального сырья;
  • вторичное сырье (лом и отходы, содержащие драгоценные металлы) – изделия, детали, приборы, инструменты, оборудование (продукция), утратившие свои потребительские и (или) функциональные свойства, брак, возникший в процессе производства изделий (продукции), содержащих драгоценный металл, а также остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, других изделий (продукции), образовавшиеся в процессе производства.

Аффинаж осуществляют специализированные организации, включенные в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.1998 № 972.

При проведении аффинажа используются пирометаллургические (плавка) и гидрометаллургические (растворение, осаждение, электролиз) процессы переработки минерального и вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы. Выбор конкретного способа переработки зависит от многих факторов: состава и качества исходного сырья, вида примесей, существующей инфраструктуры, экологических и финансовых возможностей.

Законодательством Российской Федерации, а именно статьей 20 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», установлено, что добытые и произведенные (извлеченные из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы) драгоценные металлы, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 972.

Аффинажная организация и собственник минерального и (или) вторичного сырья драгоценных металлов заключают договор, предусмотренный пунктом 3 Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. № 972.

Аффинажные организации должны обеспечивать максимально полное извлечение драгоценных металлов из сырья в соответствии с технологическими нормативами.

Аффинированные драгоценные металлы учитываются на балансе их владельцев и поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, устанавливаемыми Федеральным законом от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Российской Федерации и субъектам Российской Федерации принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации.

Драгоценные металлы, не проданные в приоритетном порядке уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства в соответствии с законодательством Российской Федерации, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены из Российской Федерации для реализации на внешнем рынке.

Аффинированные драгоценные металлы выпускаются в виде стандартных и мерных слитков, гранул, порошка в соответствии с требованиями национальных, межгосударственных стандартов.

Аффинированные драгоценные металлы, выпускаемые в виде стандартных и мерных слитков, сопровождаются документами о качестве.

Форма документов о качестве – паспорта на стандартный слиток аффинированных драгоценных металлов и сертификата на мерный слиток аффинированных драгоценных металлов – установлены приказом Федеральной пробирной палаты от 05.08.2021 № 154н.

Сведения о поступлении и отгрузке драгоценных металлов в любом состоянии и виде представляются аффинажными организациями в Федеральную пробирную палату на бумажном носителе, в электронном виде или посредством государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота по формам, утвержденным приказом Федеральной пробирной палаты от 24.05.2022 № 91н.

Постоянный государственный контроль (надзор)

В отношении аффинажных организаций в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1015 «О федеральном государственном пробирном надзоре» устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора).

Постоянный государственный контроль (надзор) в отношении производственных объектов аффинажных организаций, включенных в перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015, осуществляет Федеральная пробирная палата.

Списки уполномоченных лиц территориальных органов Федеральной пробирной палаты, осуществляющих постоянный государственный контроль (надзор) на производственных объектах аффинажных организаций (далее – уполномоченные лица), утверждаются приказом Федеральной пробирной палаты.

Мероприятия по контролю в отношении производственных объектов аффинажных организаций осуществляются в соответствии с графиками проведения уполномоченными лицами мероприятий по контролю, ежегодно утверждаемыми Федеральной пробирной палатой.

График проведения в 2022 году уполномоченными должностными лицами территориальных органов Федеральной пробирной палаты мероприятий по контролю на производственных объектах организаций, указанных в пункте 1 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 № 1015, утвержден приказом Федеральной пробирной палаты от 30.12.2022 № 242.

При осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) используются, в том числе сведения, вносимые участниками в ГИИС ДМДК.

При осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) проводится проверка соблюдения (выполнения) на производственных объектах аффинажных организаций:

  • порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа;
  • требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведению соответствующей отчетности;
  • требований к проведению инвентаризации драгоценных металлов;
  • требований по обеспечению максимально полного извлечения драгоценных металлов из сырья в соответствии с технологическими нормативами;
  • требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по идентификации поставщиков сырья и получателей аффинированных драгоценных металлов;
  • требований по обеспечению полноты учета, сбора, переработки и реализации лома и отходов драгоценных металлов;
  • объемов поставок минерального и (или) вторичного сырья, подлежащего аффинажу;
  • порядка приема подлежащего аффинажу минерального и (или) вторичного сырья, включая контрольное опробование;
  • норм расхода драгоценных металлов на изготовление продукции из драгоценных металлов, прошедших процесс аффинажа (в случае производства аффинажной организацией продукции из аффинированных драгоценных металлов);
  • норм потерь драгоценных металлов по учитываемым каналам;
  • нормативов возвратных и кондиционных отходов драгоценных металлов, полученных в результате аффинажа;
  • требований по учету кондиционных отходов, извлечение драгоценных металлов из которых не может быть осуществлено по действующей на аффинажной организации технологии;
  • требований о представлении в Федеральную пробирную палату сведений о массе произведенных аффинированных драгоценных металлов, металлургических балансов драгоценных металлов и информации об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц, в случае изменения наименования и (или) места нахождения аффинажной организации;
  • соответствия организации, осуществляющей аффинаж драгоценных металлов, включенной в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.1998 № 972, критериям для включения организаций в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.2020 № 1377.

Порядком работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.1998 № 972, установлен перечень нормативов и инструкций аффинажных организаций, подлежащих рассмотрению уполномоченными должностными лицами территориальных органов Федеральной пробирной палаты на производственных объектах аффинажных организаций и согласованию с Федеральной пробирной палатой:

  • инструкция по учету, расходованию и хранению драгоценных металлов;
  • инструкция о порядке проведения инвентаризации драгоценных металлов;
  • инструкция по составлению годового металлургического баланса драгоценных металлов;
  • инструкция по приему, опробованию и выдаче в производство сырья драгоценных металлов;
  • нормы расхода драгоценных металлов на изготовление продукции из драгоценных металлов, прошедших процесс аффинажа (в случае производства аффинажной организацией продукции из аффинированных драгоценных металлов);
  • нормы потерь драгоценных металлов по учитываемым каналам;
  • нормативы невязок металлургических балансов драгоценных металлов;
  • нормативы содержания драгоценных металлов в полупродуктах и отходах производства, направляемых в другие аффинажные организации для доизвлечения содержащихся в них драгоценных металлов.